Приветствую Вас Путник
Меню сайта

Категории раздела
Волки [14]
Новости о волках
Вести Аллеи [10]
Новости сайта
Животные [124]
Новости о животных
События [100]
Новости о различных праздниках и необычных днях

Мини-чат

Поиск

Погода на аллее

Ссылки

Главная » 2011 » Апрель » 22 » Лельник (Ляльник)
08:56
Лельник (Ляльник)

22 апреля (кветня, цветеня) - празднование славянского Женского Дня - Лельника. Этот праздник, является не только русским народным аналогом "общепринятого" 8 марта, но и своего рода продолжением Масленицы, так как это время нового обращения к богине Леле.

Исполнив Масленицу, вплоть до Лельника, Праздника - имени самой Богини, Леля пребывает в Царстве своей старшей (из трёх) Матери - богини Лады. Призывая Лелю на собственные именины, народ встречает Лелю, которая преображается во всей своей красе - благодаря своей Матери - Богини Любви.

Леля до настоящего времени, не так популярна в народа именно из-за Лельника, ибо во власти этой Богини не только спонтанная любовь, но и негативное отношение к мужскому полу, что наилучшим образом служит характеристикой "Девичника" (обряда на Лельник). Отсюда и христианские представления о "шабаше ведьм" и, безусловно, жертвы - со стороны любознательных проповедников новой для тех времён веры, когда попытка мужским полом (иных же проповедников у христиан не было) нарушить Девичник каралась смертью (избиением палками до смерти), ибо любопытство в этот день было признаком порабощения нечистой силой (т.е. извращением). Во всё этом, не было какой-либо "языческой дикости", ибо это есть особенность сакрального обряда для тех женщин, у которых есть проблемы с деторождением.

По народным преданиям Лельник единственный день в году, когда женщина, у которой нет детей, может обрести детородную силу - без обращения к колдунам и прочим "целителям", ибо на Девичник призывается сама Берегиня беременности - Леля. Поэтому, отсутствие мужчин является гарантом дара свыше. Такой же точно, но уже Мальчишник (на Мужской День), может собираться на следующий день - "Ярилы Вешнего" (23 апреля). Для женщины, у которой не было "подруг по несчастью", обрядовость заключалась в подъёме "не свет, не заря", дабы успеть к рассвету на лесную поляну, где поднимается вешний пар от утренней росы. Именно этот пар и обладает этой чудодейственной силой - известной с незапамятных времён, росы Лели, которую поднимает луч Ярилы. В язычестве именно Ярило отвечает за детородные функции у мужчина, А Леля - соответственно у женщин.

О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин - птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин - Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост - вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится.

В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.

В остальном же, Лельник является классическим празднованием Рода и Рожениц - когда мужчины всячески чествуют Женщин. И единственным жертвоприношением в угоду славянской богине любви Леле - является дарение цветов. На сей праздник изготовляли "лялемья" и совершали обряд выпекания женской доли. Девушки также ходили в священную рощу.

Для современного человека имя Лели ассоциируется со сказкой А.Н. Островского "Снегурочка", где Лель представлен как прекрасный юноша, играющий на свирели. В народных песнях Лель является персонажем женского рода - Леля, а основными участниками, посвященного ему праздника были девушки.

Праздник "Лельник" обычно праздновался 21 апреля, накануне христианского "Юрьева дня" (Егория Вешнего). Эти дни назывались также "Красной горкой", поскольку местом действия становился холм, расположенный неподалёку от деревни. Там устанавливали небольшую деревянную или дерновую скамью. На неё сажали самую красивую девушку, которая и исполняла роль Лели (Ляли). Её голову украшали венком из первых цветов, а затем водили вокруг неё хороводы и пели венчальные песни.

Справа и слева от девушки на холме на скамью укладывались приношения. По одну сторону размещался каравай хлеба, а с другой стороны находился кувшин с молоком, сыр, масло, яйцо и сметана. Вокруг скамьи раскладывали сплетённые венки. Девушки водили хоровод вокруг скамьи и пели обрядовые песни, в которых славили божество как кормилицу и подательницу будущего урожая. По ходу пляски и пения сидевшая на скамейке девушка надевала на своих подруг венки. Иногда после праздника на холме разжигали костёр (олелию), вокруг которого также водили хороводы и пели песню:

"Лель гори, жито, роди,

Весело нам Лель пришёл,

И к нам Весну привёл".

Показательно, что в обрядах, посвященных Лели, всегда отсутствовал мотив похорон, присутствующих в некоторых других праздниках. Иногда в празднике, посвященном Лелю (Леле) участвовали две девушки, олицетворявшие Леля и Ладу. Вероятно, в данном обряде сохранилось древнейшее представление о том, что богиня плодородия в большинстве мифов как бы разделена на двух персонажей - рожаниц. Отголоски этого мифа сохранились в древнегреческом сказании о Деметре и её дочери Персефоне. Двойное изображение встречается и на знаменитом Збруческом идоле. Исследователи установили, что на нём изображены главнейшие боги славян, среди них и Лада вместе со своей дочерью или помощницей. Однако, со временем истинное значение праздника постепенно забылось, и он превратился в обычный весенний праздник, во время которого девушки отмечали приход весны.

В весенней обрядности, во время Лельника и других праздников, повсеместно, во всём славянском мире, широко применялись различные магические действия с куриными яйцами. На протяжении всей весны происходила раскраска яиц "писанок", "крашенок" - и различные игры с ними. Церковный пасхальный календарь в значительной мере заслонил архаичную суть обрядов, связанных с яйцами, но содержание росписи "писанок" уводит нас глубокую древность. Здесь и небесные олени, и картины мира, и множество древних символов жизни и плодородия. В этнографических музеях хранится тысячи писанок, являющихся, самым массовым наследием языческих представлений.

Яйца, как крашенные, так и белые, играли важную роль в весенней обрядности: выезд на первую пахоту производился "з солью, з хлебом, с яйцом белым"; яйцо разбивали о голову коня или пашущего вола; яйцо и печенье-крест были обязательной принадлежностью обрядов при посеве. Нередко яйца закапывали в землю, катали по полю, засеянному житом. Яйца клали под ноги скоту при выгоне на "Ярилу Вешнего" (христианский Юрьев День) и Лельник, клали в ворота хлева, чтобы скот переступил через них; с яйцами обходили скот и дарили их пастуху.

"Едить Весна, едить

На золотом кони,

В зелёном саяни,

На сохе седючи,

Сыру землю аручи,

Правой рукой сеючи".

Категория: События | Просмотров: 756 | Добавил: Прушин | Теги: лельник, праздник | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-профиль


Путник



Логин:
Пароль:

Мы рады вас видеть. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Наш опрос
Оцените Аллею
Всего ответов: 59

Случайные фото

Статистика

На аллее: 1
Чужаков: 1
Аллейцев: 0

Кто сегодня был

Copyright Dark Alley © 2024
Design Copyright Alia-meraCorp © 2011